Краткое описание. Примерно от 50 до 100 символов
Библиотека
Режим работы
Телефон
Читальный зал:
Почтовый ящик
Библиотека - тихий дом души.
Здесь жизнь в ином - духовном измерении
Страничный шелест - путь на пик вершин,
С которых - лишь рукой до озарений...
Библиотека - мудрый дом души.
Кто здесь постиг искусство медитаций,
Познать дерзает мирозданья ширь
И правду отыскать среди мутаций...
Всему меняют цену времена,
И от иного - ни пера, ни пуха...
Но для людей пока как хлеб она,
Библиотека - храм души и духа.
Владимир Удалов
Школьная библиотека расположена на первом этаже и занимает помещение общей площадью 59 м2. Читальный зал совмещён с абонементом. Для хранения учебников предусмотрены два помещения общей площадью 12,45 м2. Общий объём библиотечного фонда – 13229 экземпляров документов, объём фонда учебной литературы—7462 экземпляра, художественной литературы – 3203 экземпляров Справочные и энциклопедические издания – 506 экз.. Медиатека – 352 экз.
Основная цель работы библиотеки: создание оптимальных условий для формирования общей и информационной культуры личности учащегося, его самоопределения в условиях внедрения ФГОС.
Задачи:
1. Формирование общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций у школьников в рамках внедрения ФГОС.
2. Способствовать формированию фондов учебной, учебно-методической, художественной литературы, медиатеки в рамках внедрения ФГОС.
5. Добиваться повышения читательской активности путём пропаганды, рекламы и наглядной агитации учебной и художественной литературы.
6. Планомерное раскрытие библиотечных фондов путём каталогизации, оформления разнообразных библиографических пособий, создания системы наиболее востребованных картотек.
Библиотекарь: Кольянова Ольга Сергеевна
Воспитание культуры чтения у детей и подростков
Культура чтения как духовная ценность создаётся человечеством в практике, характеризуя исторически достигнутую ступень в развитии общества. Когда мы говорим: «культура чтения», «читательская культура», то должны иметь в виду культуру определённого вида деятельности, а именно читательской.
Применительно к отдельному читателю культура чтения – совокупность достижений личности в сфере читательского развития в соответствии с определёнными интеллектуально - образовательно-возрастным периодом и с учётом определённого этапа социально-исторического развития общества.
В более широком понимании, культура чтения – совокупность достижений в сфере читательского развития конкретного общества в соответствии с определённым этапом его социально- исторического развития.
Очень важны такие стороны культуры чтения, как осмысленное выборочное получение информации и особенно овладение ею: не просто запоминание прочитанного, а мысленно переработанное, закреплённое в памяти и активно используемое в необходимых случаях знание; ориентировка в источниках, прежде всего в системе библиографических пособий и библиотечных каталогов, систематичность и последовательность чтения. Эти стороны культурного чтения человек развивает всю жизнь, начиная с детского и подросткового возраста. Кроме того, культура чтения предполагает хорошо отработанную технику чтения: быстроту, оперативность, организованность самого процесса.
Культура чтения означает, и потребность во всех случаях жизни обращаться к книге за помощью и советом. Культура чтения – это бережное отношение к книге и к себе при чтении, т.е. знание и соблюдение правил гигиены чтения.
Воспитание культуры чтения библиотекарь ставит в центр всей работы с детьми и осознаёт это как необходимое условие подготовки всесторонне развитых, образованных людей, будущих высококвалифицированных специалистов разных отраслей науки и техники.
Культура чтения – путь к успешной самостоятельной работе с книгой. Поэтому так велика роль культуры чтения в самообразовании.
Воспитание культуры чтения, когда речь идёт о детях младшего школьного возраста, – это воспитание вдумчивого, сознательного чтения. С этой целью библиотекарь подбирает книги в соответствии с уровнем техники чтения ребёнка, его возможностями проникать в содержание книги.
Библиотекарь идёт рука об руку с учителем, постоянно опираясь на те новые знания и умения, которые дети получают в школе.
Постепенный переход от чтения простых книг с небольшим текстом к самостоятельному чтению всё более сложных книг – необходимое условие развития читателя-ребёнка.
Большое значение представляет в книгах для детей – иллюстрация. Она помогает глубже проникнуть в смысл текста книги, пробуждает и поддерживает интерес к книге, помогает преодолеть трудности техники чтения.
Таким образом, учитывая единство текста и иллюстраций в детской книге, особенности чтения детей младшего школьного возраста, важно воспитать у ребёнка умение смотреть иллюстрацию, связывать её с текстом книги, с именем художника. Это одна из важнейших сторон воспитания культуры чтения у младших школьников.
Постепенно библиотекарь показывает читательское значение таких элементов книги, как заглавие, оглавление, обложка, титульный лист.
Культура чтения предполагает не только умение читать, но и умение записывать прочитанное. Поэтому важно пробудить у детей младшего и среднего школьного возраста желание вести дневник чтения. Запись в дневнике помогает читателям ещё раз вспомнить содержание книги, определить его отношение к прочитанному. Характер записи в дневнике меняется по мере роста читателя. Такого рода записи приучают школьников выражать своё отношение к книге, задумываться над прочитанным. Ведение дневника заставляет ребёнка читать внимательно, вдумчиво, запоминать автора и художника.
Очень важно воспитывать у ребёнка самостоятельность при выборе книг, умение пользоваться библиотекой, бережно обращаться с книгой.
Культура чтения, навыки работы с книгой приобретаются читателем постепенно. Это результат работы учителя, библиотекаря и семьи. В процессе воспитания культуры чтения особенно важны библиотечные уроки, которые ведутся с ребятами систематически, начиная с первого класса
Тематика библиотечных уроков для школьников младших классов примерно следующая:
1. Знакомство с библиотекой. Правила пользования библиотекой.
2. Выбор книг в библиотеке.
3. Как читать книгу.
4. Основные правила чтения газет и журналов.
5. Дневник чтения.
6. Книжные иллюстрации
7. Структура книги.
Воспитание культуры чтения бывает успешным только в том случае, если библиотечные уроки дополняются повседневной кропотливой работой библиотекаря как с отдельными детьми, так и с группой читателей.
Возросшие познавательные возможности детей, дифференциация их учебных интересов, – создают благоприятные условия для формирования в этом возрасте потребности в самостоятельном чтении. В возрасте пробуждающейся познавательной и общественной активности (10-11 лет) самообразовательное чтение предполагает сознательное отношение к книге, как источнику информации, формирование познавательных запросов и стремление удовлетворить их путём чтения. Именно в этом возрасте следует закладывать основы самообразовательного чтения путём максимального раскрытия богатств познавательной литературы, организации открытого доступа к фондам, выставочной работы, обзоров книг, индивидуальных и групповых бесед рекомендательного характера.
Иные задачи выступают на первый план в руководстве чтением 12-13 летних подростков. У них потребность в самообразовательном чтении в большинстве случаев уже сформирована, а круг интересов и реального чтения максимально широк. Центральная задача теперь – организация самообразовательного чтения. Задача библиотекаря на этом этапе – позаботиться, чтобы одно из увлечений подростка, более всего отвечающее его задаткам и способностям, стало со временем стойким, а чтение более целенаправленным. При этом наиболее важным средством реализации самообразовательного чтения является рекомендательная библиография, организация планового чтения, типовых планов чтения и проведения библиотечных уроков.
Проведение библиотечных уроков с подростками требует от библиотекаря серьёзной подготовки: составления плана занятий, подбора нужной литературы, наглядных пособий. Основным в методике проведения таких занятий является гармоничное сочетание объяснений библиотекаря с практическими занятиями читателя; систематичность проводимых занятий.
Примерная тематика библиотечных уроков для подростков:
Ø План чтения.
Ø Как читать книгу.
Ø Записи о прочитанном. Отзыв о книге.
Ø Справочная литература. Словари. Детская энциклопедия.
Ø Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
Ø Книга и её создатели. Структура книги, использование её научно-справочного аппарата.
Ø Периодические издания, адресованные подросткам
Ø Выбор книг в библиотеке. Библиографические указатели.
Важным навыком, способствующим эффективности чтения научно-познавательной литературы является правильный предварительный просмотр книги или метод предчтения. Умение предварительно знакомиться с книгой помогает составить о ней целостное представление, ориентироваться в отборе необходимого материала.
По мере введения в круг чтения подростков справочной литературы возникает необходимость овладеть методикой выборочного чтения – быстрого, точного нахождения в тексте нужной информации.
Особое значение для подростка в работе с научно-познавательной литературой имеют навыки углублённого чтения. Основная его цель – максимальное усвоение прочитанного, предполагающее умение выделить и осмыслить познавательный материал книги, творчески связать полученные знания с уже имеющимися.
Дифференцированный подход к книге и чтению, овладение приёмами предчтения и выборочного чтения, культура умственного труда в работе с познавательной литературой создают предпосылку для формирования в старшем школьном возрасте навыков динамического чтения – чтения с изменяющейся скоростью и разным характером в зависимости от цели, трудности текста и конкретных обстоятельств. Подготовить школьника к овладению динамическим чтением – значит вооружить его методом освоения огромного и всё возрастающего количества информации.
Анализ работы школьной библиотеки
Характеристики библиотеки
- Площадь библиотеки
- Укажите площадь библиотеки
- Площадь читального зала
- Укажите площадь читального зала
- Посадочных мест в читальном зале
- Укажите количество посадочных мест
- Количество книг
- Укажите количество книг
Оборудование
- Оборудование 1
- Укажите количество
- Оборудование 2
- Укажите количество
- Оборудование 3
- Укажите количество
Обеспечение учащегося учебниками
Списки необходимых учебников и наличие их в библиотеке
Электронные образовательные ресурсы
Каталог электронных ресурсов школы и сети интернет для детей и педагогов